Издания
АБВГДЕЖ
ЗИКЛМНО
ПРСТУФХ
ЦЧШЩЭЮЯ





"Роща" - начало начал


10 декабря исполняется 225 лет марийской письменности.

В истории каждого народа есть этапные события, в значительной мере определяющие его дальнейшую судьбу. Обретение письменности для марийцев является фактом действительно грандиозным. Я не думаю, что до издания в 1775 году первой марийской грамматики "Сочинения, принадлежащие к грамматике черемисского языка", народ не знал никаких иных знаковых способов передачи информации. Однако казанский архиепископ Вениамин Пуцек-Григорович (1706-1782), некоторыми учеными признающийся как автор этого труда, значительно продвинул и ускорил темпы духовного развития марийцев. Украинец по отцу и поляк по матери, он был для своего времени человеком весьма образованным, закончил Киевскую духовную академию.

Подробно о грамматике можно узнать из книги академика И.Иванова "История марийского литературного языка" (1975), вышедшей через двести лет. Саму историю развития национальной письменности Иван Григорьевич подразделяет на три этапа.

XVIII век - первая половина ХIХ века - период появления первых памятников письменности (первых книг) на марийском языке. Письменность в то время развивали миссионеры, недостаточно знающие марийский язык.

Вторая половина ХIХ века - начало ХХ века - время появления современного алфавита, возникновение литературного языка.

Письменность после 1917 года. В этот период она получает свое окончательное оформление, становится важным средством культурного возрождения марийского народа.

Мы же хотим обратить внимание читателя на следующие два момента.

В нашем языкознании недостаточно уделено внимания роли языческой религии в становлении марийского литературного языка. Молитвенные тексты картов, заговоры, заклинания и т.д. также являются своеобразно организованным в определенной мере художественным, поэтическим текстом.

Поэтому они оставили заметный след в процессе создания современного литературного языка. И совершенно прав марийский писатель В.Абукаев-Эмгак, который считает, что в формировании и развитии литературного языка главная роль принадлежит писателям. Об этом он эмоционально, но аргументированно пишет в статье "Ах, единственный наш язык" ("Марий Эл", 29 ноября 2000 г.). В.Пушкин для русских, Г.Тукай для татар, К.Иванов и М.Сеспель для чуваш и т.д. до сегодняшнего дня остаются символами национального художественного слова.

Для марийцев подобной путеводной звездой, первопроходцем на поэтической ниве является Сергей Григорьевич Чавайн. Именно он вместе с Н.Игнатьевым и М.Шкетаном засеял и вырастил на литературном поле здоровые зерна художественного слова, которые в будущем превратились в весомый каравай всеобщего национального просвещения и высокопробной литературы.

Характеризуя творческую деятельность С.Чавайна, мы обычно употребляем эпитет "первый", и это вполне обосновано. Он действительно первый в марийской литературе. В начале декабря 1905 года появилось первое марийское авторское стихотворение "Роща". В 1908 году - первый рассказ "Йыланда". В 1910 году создана первая пьеса "Дикая утка". Чавайн первым из марийцев стал членом Союза писателей СССР (1934 г.). А самое главное он был первым человеком, глубоко осознавшим красоту и силу родного слова и реализовавшим его возможности в художественной литературе.

Педагог по призванию, человек всестороннего дарования, он обладал прекрасными музыкальными данными: замечательно пел, хорошо играл на гитаре, балалайке, а еще лучше - на скрипке. Он страстно любил и глубоко понимал природу, отлично знал фольклор, народную и классическую музыку, тонко воспринимал живопись. По воспоминаниям родных и близких, рисовал часто, увлеченно и весьма неплохо.

Стихотворение С.Чавайна "Ото" ("Роща") было написано в годы учебы в Казанской учительской семинарии. О чем оно? Мнения литераторов по данному вопросу значительно расходятся, и дискуссии продолжаются поныне. Например, Ким Васин утверждает, что "зеленая роща в стихотворении Чавайна перерастает в аллегорический образ, символ сильного молодого народа". Он считает произведение революционным. Так ли это? Не стоит забывать, что начинающему поэту тогда было чуть больше семнадцати, причем он был человеком набожным, обладал характером отнюдь не бунтарским, и друзья считали его убежденным пацифистом. Скорее всего, юноша, не имеющий тогда еще достаточного жизненного и художественного опыта, просто любовался той священной рощей, где молились язычники-марийцы своим многочисленным богам.

А может быть, это - размышления поэта о лесочке, живописно раскинувшемся рядом с родной деревней?

Есть в нашем крае роща тихая одна, На берегу большого озера она.

Деревья там раскидистей растут, Цветы прекраснее прекраснейших цветут...

Я ощущаю, например, в этих строках восхищение поэта окружающей природой, родными просторами, чувствую любовь автора ко всему живому, прекрасному, светлому.

225 лет прошло с создания первой национальной грамматики и точно без пяти лет 100 - первого профессионального стихотворения "Роща" (декабрь 1905 года), из которого проистекает вся марийская художественная литература. "Роща" была и навсегда останется тем чистым и звонким родником, из которого будут вечно черпать вдохновение последующие поколения марийских поэтов.

А.ВАСИНКИН, литературовед.


Источник газета «Марийская Правда (Марий Эл)»





все публикации за этот день

 Календарь
«Декабрь, 2000»
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


 Поиск


 Реклама


главная   поиск по сайту   статистика   карта сайта   обратная связь
Все торговые марки являются собственностью их владельцев.
Материалы, размещенные на страницах сайта, были собраны из открытых источников или присланы пользователями. Для всех материалов, которые были присланы или взяты с других ресурсов, указан источник или автор. Если Вы считаете, что какие-либо тексты, фото или статьи нарушают чьи-то авторские права, пожалуйста, свяжитесь с администратором проекта, и мы разместим "копирайт", либо удалим материал. Все наши реквизиты можно найти в разделе обратная связь.
Время создания страницы: 0.49 сек.